Информационная база Движения
создателей родовых поместий


Информационная база Движения создателей родовых поместий


Мы в соц. сетях:





Хорошие газеты
Быть добру Международная газета
"Быть добру"


Газета Родовое поместье Международная газета
"Родовое поместье"

Подписаться на рассылки
Подпишись на рассылку "Быть добру"
Рассылка для тех, кто совершенствует среду обитания: как сделать, чтобы всем было хорошо. А на Земле быть добру!

Рассылка группы Google "Быть добру" Электронная почта (введите ваш e-mail):

Рассылка Subscribe.Ru "Быть добру"
Подписаться письмом

Подпишись на рассылку "Движение создателей родовых поместий"
Рассылка для тех, кому интересен образ жизни на земле в гармонии с природой в своём родовом поместье. Родовое поместье – малая родина.

Рассылка группы Google "Движение создателей родовых поместий" Электронная почта (введите ваш e-mail):





















Александр Нилл. Саммерхилл – воспитание свободой

 
Прим. ред.: интересная информация о школе «Саммерхилл». Оказывается, в Великобритании есть аналог школы Щетинина.
 
Александр Сазерленд Нилл – шотландский либертарный педагог, сторонник освобождения детей, основатель легендарной школы свободного образования «Саммерхилл».
Родился в 1883 году в Шотландии, в семье школьного сельского учителя. Отец был таким же тираном, как и другие школьные учителя того времени. Розги и унижения были тогда самым популярным способом дрессировки детей. Свои взгляды на то время Нилл описывал как «достаточно ницшеанские, чтобы протестовать против того, что детей учат быть кроткими и скромными». Он понял, что необходимо «формировать умы детей таким образом, чтобы они подвергали сомнению, разрушали и строили заново». Повзрослев, Нилл пробовал работать в школе отца, но понял, что не способен там ничего изменить.
В 1917 г. он посетил экспериментальную трудовую колонию для малолетних нарушителей. Там он увидел вживую, как работают принципы самоорганизованного управления в коллективе, и познакомился с руководителем коллектива – Гомером Лэйном. Лэйн также считал, что для ребёнка важнее эмоциональное благополучие, нежели академическое образование. Это же чувство Нилл позже сформулировал в своей книге «Саммерхилл. Воспитание свободой»: «Я предпочту, чтоб школы выпускали счастливых дворников, чем невротиков-учёных».
В 1921 г., переехав в Германию, в окрестностях Дрездена он открывает свою школу, основанную на невероятных для того времени принципах: посещение занятий абсолютно добровольное, школьные правила принимаются самими учениками на собраниях, у детей и взрослых равные права при голосовании.
В обыкновенной школе Нилла возмущала сама идея «главное – знания»; он говорил о том, что заурядная школа не обращает внимание на самое главное: все на свете греческие языки, математики и истории не помогут сделать семью более любящей, детей – свободными от подавления, а родителей – свободными от неврозов. «Я полагаю, – писал Александр Нилл, – что ребёнок внутренне мудр и реалистичен. Если его оставить в покое, оставить безо всяких внушений со стороны взрослых, он сам разовьётся настолько, насколько способен развиться… С момента рождения ребёнок оказывается опутанным сетью запретов, которые, подавляя его естественное поведение, вызывают у него многочисленные и многоразличные комплексы. В результате всё человечество оказывается больным, те самые человеческие существа, которые хотели любить и быть любимыми, получают вместо любви ненависть и становятся ненавистниками». Школа, настаивал Нилл, должна обеспечивать детям свободу быть самими собой, – в Саммерхилле он отказался от всякой дисциплины, всякого управления, всякого внушения, всяких моральных поучений, всякого религиозного наставления.
Как оказалось, позитивная мотивация, отказ от традиционного принуждения в обучении дают гораздо лучший эффект в становлении личности, в социализации и способности развиваться, быть счастливым и достигать своих целей.
Нилл видел, что выпускники его школы были намного самостоятельнее и более независимые во взглядах, чем их более конформистски-воспитанные сверстники из обычных школ.
Школа поначалу находилась в составе международной Neue Schul, но позднее отделилась в самостоятельное учреждение, чтобы быть более независимой от запретительных директив администрации. Саммерхилл разместился в Англии в городке Лейстон в Саффолке, где находится и по сей день.
Нилл увлекался психоанализом, с большим интересом относился к идеям Фрейда, Адлера, Райха. Сам он выступал против сексуального подавления и установления в школе жёстких викторианских правил. Он считал, что негативно относиться к сексуальности – значит ненавидеть жизнь как таковую.
Нилл был дважды женат. Его вторая жена Эна Вуд Нилл на протяжении нескольких десятилетий работала вместе с ним в Саммерхилле, а после его смерти (23 сентября 1973 г.) стала директором школы. Затем Саммерхилл возглавила их дочь Зоя Редхед. Школа Саммерхилл существует и по сей день.
 
Избранные цитаты
«Мы взялись создать школу, в которой детям предоставлялась бы свобода быть самими собой. Для этого мы должны были отказаться от всякой дисциплины, всякого управления, всякого внушения, всяких моральных поучений, всякого религиозного наставления. Нас называли храбрецами, но это вовсе не требовало храбрости. Всё, что требовалось, – это вера в ребёнка, в то, что он по природе своей существо доброе, а не злое».
«…Я полагаю, что ребёнок внутренне мудр и реалистичен. Если его оставить в покое, без всяких внушений со стороны взрослых, он сам разовьётся настолько, насколько способен развиться. Поэтому Саммерхилл – это такое место, где имеющие способности и желание заниматься наукой станут учёными, а желающие мести улицы будут их мести. Мы, правда, до сих пор не вырастили ни одного дворника. Я пишу это без всякого снобизма, потому что мне приятнее школа, выпускающая счастливых дворников, чем та, из которой выходят учёные-невротики».
«Наказание всегда представляет собой акт ненависти. В акте наказания учитель или родитель ненавидит ребёнка – и ребёнок понимает это».
«Заблуждение заставляет нас считать, что любой член семьи является защитником и руководителем для всех, кто младше его».
«Церковь вдалбливает нам ложь о том, что человек рождён в грехе, и требует искупления».
«Именно ненависть, накопленная родителями, делает ребёнка трудным, точно так же, как ненависть, разлитая в обществе, создаёт проблему правонарушителей».
«Обучение нужно детям гораздо меньше, чем любовь и понимание. Чтобы быть естественным образом хорошими, им нужны поддержка и свобода. И только сильный и любящий родитель способен дать ребёнку свободу быть хорошим».
«Когда отсутствует давление страха и дисциплины, дети не проявляют агрессии».
«Именно различие между свободой и вседозволенностью и не могут ухватить многие родители. В строгой, суровой семье у детей нет никаких прав, в испорченной семье у них есть права на всё. Хороша та семья, в которой у детей и взрослых равные права».
«Нет трудных детей, есть только трудные родители. Лучше сказать, что существует просто трудное человечество».
«Трудный ребёнок – это ребёнок, задавленный требованиями чистоплотности и подавлением сексуальности. Взрослые считают само собой разумеющимся, что ребёнка надо научить вести себя так, чтобы жизнь взрослых была как можно более спокойной».
«Можно утверждать, и не без основания, что пороки цивилизации обязаны своим существованием тому факту, что ни одному ребёнку никогда ещё не удалось вдоволь наиграться. Или, иначе говоря, каждого ребёнка специальными усилиями превращают во взрослого задолго до того, как он достигнет взрослости (подобно тому, как растения в теплицах выгоняют в рост до срока)».
«Родители не спешат понять, насколько неважна учебная сторона школы. Дети, как и взрослые, научаются только тому, чему хотят научиться. Все награды, оценки и экзамены лишь отвлекают от подлинного развития личности. И одни лишь доктринёры могут утверждать, что учение по книжкам и есть образование».
«Если дети свободны, на них не так-то легко повлиять, и причина – в отсутствии страха. Что и говорить, отсутствие страха – самое прекрасное, что может быть в жизни ребёнка».
«…Задача ребёнка состоит в том, чтобы прожить свою собственную жизнь, а не ту, которую выбрали ему беспокойные родители. Разумеется, и не ту, которая соответствовала бы целям педагога, полагающего, что уж он-то знает, как лучше. Вмешательство и руководство со стороны взрослых превращают детей в роботов.
…Вы не можете заставлять ребёнка учиться музыке или чему-нибудь ещё, не подавляя его волю, и тем самым, хотя бы в некоторой степени, не превращая его в безвольного взрослого. Вы делаете из них людей, безропотно принимающих status quo, удобных для общества, которому нужны люди, послушно сидящие за скучными столами, толкущиеся в магазинах, автоматически вскакивающие в пригородную электричку в 8.30, – короче говоря, для общества, сидящего на хилых плечах маленького дрожащего человека – до смерти напуганного конформиста».
 
Саммерхилл – интернатная школа, которая располагалась в четырёх зданиях, окружённых зелёной территорией, предназначенной для игр на свежем воздухе. Дети жили по возрастным группам вместе с воспитательницей (a house-mother). В главном здании находились столовая, зал, мастерская по лепке, маленькая комната для рукоделия и спальня для девочек. У самых маленьких детей был отдельный домик с жилыми помещениями и классной комнатой. Спальня для мальчиков, остальные классы, а также комнаты некоторых членов персонала также располагались в домиках. Как мальчики, так и девочки жили в 2-4-х местных комнатах. Только несколько старших детей жили отдельно. Классы были небольшими, но достаточными для обучения в группах. Жилищные условия в целом были не самыми лучшими, однако, как подчёркивается в отчёте инспекторов министерства, дети чувствовали себя хорошо и не болели.
Финансовое положение школы было весьма затруднительным, поскольку она оказалась фактически за пределами общегосударственной системы образования и получала от министерства мизерные дотации. В школу принимали в основном детей из средних слоёв общества. Нилл старался не брать детей из богатых семей, поскольку он считал, что трудно добраться до сущности ребёнка, если она скрыта за большим количеством денег и дорогой одеждой. Стремясь к тому, чтобы набрать в школу и детей из наиболее бедных слоев общества, Нилл установил очень низкую плату за пребывание детей в Саммерхилле. Результатом были постоянные финансовые затруднения, очень низкая зарплата учителей. Злые языки утверждали, что из-за низкой платы в Саммерхилле могли работать и работали только люди отчаявшиеся, «летуны», или богачи-идеалисты.
Вначале в школу Нилла попадали чаще всего дети, у которых были проблемы в семье и школе. Родители отдавали их в Саммерхилл для перевоспитания и ресоциализации, после чего их возвращали в обычную школу. Тем самым, Саммерхилл выполнял по отношению к таким детям реабилитационную функцию. Со временем ситуация изменилась, и в школу начали принимать детей, родители которых верили в идею Саммерхилла.
В первые годы здесь было мало девочек, обычно приводили сюда только тех, кому было трудно в тогдашней женской школе. Позднее девочек стало больше, хотя и отсев их из школы по сравнению с мальчиками был более высоким. Нилл это объяснял финансовыми трудностями родителей, которые по давней традиции предпочитали вкладывать средства в обучение сыновей. В школу принимали детей от 5 до 15-16 лет (Нилл отмечал, что он предпочёл бы набирать семилетних). Общая численность в разное время колебалась от 45 до 75 человек. Детей делили на три возрастные группы: 5-7 лет, 8-10 лет, 11-15-16 лет.
Персонала в Саммерхилле было достаточно, чтобы не привлекать детей к труду по самообслуживанию. Так, в 1964 году на 75 детей приходилось 25 человек персонала.
Нилл тщательно подбирал учителей, обращая особое внимание на то, чтобы они кроме профессиональной квалификации имели чувство юмора, развитое чувство сообщества, черты характера, позволяющие приспособиться к системе Саммерхилла. Очень часто тестом, от которого зависело принятие учителя на работу, был ответ на вопрос: «Как вы отреагируете, если ребёнок назовёт вас законченным дураком?». Нилл отдавал предпочтение тем кандидатам, которые умели делать что-то руками, не сторонились физической работы и могли исправить покосившуюся дверь или залепить дыру в стене.
Главной обязанностью учителей было обучение. Опёку над детьми в жилых помещениях осуществляли воспитательницы. Тем не менее, учителя добровольно организовывали внеурочную деятельность детей: играли, готовили спектакли, помогали выполнять домашнюю работу. «Учитель проводит уроки от 9.30 до 13.15... после чего может, если захочет, провести оставшуюся часть дня в постели. Только никто так не поступает, так как у них развитое чувство сообщества, и они тоже желают принять активное участие в жизни общества».
Обычный день в школе строился таким образом. Между 8.15 и 9.00 – завтрак, до 9.30 – уборка постелей. В 9.30 начинались занятия, которые продолжались до 13.00.
План занятий учителя получали в начале каждого семестра. Уроки, как правило, строились в соответствии с возрастом детей. Обычно дети учились пять уроков в день, каждый по сорок минут. Проводились уроки всегда в определённом месте и в определённое время. Дошкольники и младшие школьники обедали в 12.30, а персонал и старшие дети в 13.30.
Младшие дети от 7 до 9 лет занимались с одним учителем, который проводил занятия не только в классе, но и в мастерской технического творчества или комнате искусств.
Послеобеденное время было свободно. Дети занимались тем, чем хотели. Одни играли в гангстеров и полицейских, другие организовывали спортивные игры, третьи слушали радио, рисовали, красили, катались на велосипеде, работали в мастерских и изготовляли там лодки, игрушечные пистолеты или ремонтировали велосипеды.
В шестнадцать часов – полдник. В 17 часов начинались различные занятия. Младшие обычно читали сказки. Ребята среднего возраста любили работать в комнате искусств, где рисовали, делали картинки из линолеума, изделия из кожи, готовили костюмы для своих спектаклей, плели корзины и лепили горшки. Старшие много времени проводили в слесарной и столярной мастерских. Дети всегда сами решали, чем им заниматься. Воспитатели могли посоветовать, но никогда не предлагали готовую программу действий.
Однако вечера в Саммерхилле имели определённый распорядок. Так, в понедельник дети ходили в кино, во вторник персонал и старшие воспитанники слушали лекции Нилла по вопросам психологии, а младшие в это время были заняты чтением. В среду проводились танцевальные вечера. Вечер в четверг ничем не был занят, и старшие часто ходили в кино. В пятницу устраивались театральные постановки. Суббота была очень важным днём: в этот день проводились еженедельные собрания школьного самоуправления – общешкольные собрания. Затем танцы, а зимой – театральные представления. Иногда по субботам Нилл рассказывал детям о своих воображаемых путешествиях по Африке, по дну океана или на небесных просторах выше туч.
Жизнь школы Саммерхилл, на первый взгляд, ничем особенным не отличалась от обычных школ Западной Европы в первой половине XX века. Разве только расположение её на лоне природы и наличие органов самоуправления дают возможность предположить, что она принадлежала к так называемым «новым школам». Однако, если взглянуть на Саммерхилл с точки зрения её концепции и характера жизнедеятельности, можно увидеть, что это действительно была школа необычная. Александр Нилл был принципиальным противником авторитарного воспитания, более того, он считал, что будущее человечества в полной мере зависит от того, какие воспитатели придут к детям. Если это будут сторонники жёсткой педагогики подавления, то человечество никогда не сможет освободиться от войн и преступлений. Ненависть всегда порождает ненависть. «Единственная дорога – это дорога любви».
Создавая Саммерхилл, Нилл сознательно противопоставил концепцию своей школы установке на режим, дисциплину и принуждение. Как отмечал Нилл, при основании школы он преследовал одну единственную цель – счастье ребёнка, а основной путь видел в приспособлении школы к ребёнку, а не ребёнка к школе.
В основе концепции школы Саммерхилл лежало убеждение в том, что ребёнок по своей природе добр и портят его только общество и воспитание. «Сорок лет практической работы не только не уменьшили эту веру, но даже укрепили её», – писал Нилл позднее. Признавая нереальность попыток глобального реформирования общества, Нилл сознательно выбрал другой путь: организацию закрытого детского учреждения, создающего условия для свободного развития ребёнка.
Один из американских профессоров, посетивших Саммерхилл, критиковал школу за то, что она является изолированным островком в окружающем обществе и по сути противопоставляет себя этому обществу. Нилл же полагал, что нельзя организовать свободную школу даже в небольшом городке, тем более, сделав её частью муниципальной жизни, поскольку в этой среде всегда найдутся те, кто не приемлет идей свободы, и тогда надо было бы идти на компромисс. Нилл не считал возможным ни на йоту изменить своей ключевой идее. Он соглашался с тем, что Саммерхилл действительно остров (хотя с жителями Лейстона у саммерхилльцев было много доброжелательных контактов). Размышляя о предъявленном обвинении, Нилл предполагал, что его американский коллега имел в виду то, что будучи оторванной от общества, система Саммерхилла никоим образом не могла содействовать изменению несправедливого и негармоничного мира, окружающего ребёнка, и что она ничего не могла поделать с той пропастью, которая лежит между взрослыми и детьми. Нилл отвечал, что хотя он и верит в необходимость изменения общества, тем не менее, его целью является обеспечение счастья хотя бы и небольшому количеству детей.
Традиционная школа, приспосабливающая ребёнка к представлениям взрослых о том, каким он должен быть, не гарантирует ему счастья. Навязывая собственные темпы и методы обучения, с ранних лет опутывая ребёнка сетью приказов и запретов, ограничивая его естественное развитие, взрослые неосознанно игнорируют право ребёнка быть собой, право на игру, творчество и детство.
Отказавшись изначально от любых поучений, внушений и высказываний морального и религиозного характера, воспитатели Саммерхилла предоставили детям право быть собой.
Нилл утверждал, что каждый ребёнок обладает неповторимой индивидуальностью, способностью любить жизнь и находить в ней свой собственный интерес. Если предоставить его самому себе, он будет развиваться в соответствии со своими индивидуальными наклонностями. Надо только предоставить ему абсолютную свободу. Ребёнок, жизнь которого не управляется постоянно взрослыми, рано или поздно добивается в жизни успеха. Таким образом, главным принципом жизнедеятельности Саммерхилла стала свобода.
Прежняя школа была направлена главным образом на интеллектуальное развитие учащихся. Нилл считал, что эмоциональная жизнь гораздо важнее интеллектуальной. Он был уверен в том, что лучше воспитать счастливого дворника, нежели невротичного учёного. Считая, что трагедией эпохи стал всё более углубляющийся разрыв между разумом и чувством, Нилл мечтал снять тяжесть осознания первородного греха, вернуть веру в добрую человеческую природу, сделать так, чтобы ребёнок воспринимал мир спокойно и радостно. Главной задачей школы поэтому является предоставление ребёнку возможности жить своей жизнью, а не жизнью, навязанной ему родителями или педагогами в соответствии с их целями воспитания. Подобное управление жизнью ребёнка, по мнению Нилла, порождает послушных роботов, а это опасно для развития цивилизации.
Будучи убеждён, что чувства неразрывно связаны с активной жизненной позицией, с творчеством, что они положительно влияют на умственное развитие, Нилл создал для детей в Саммерхилле возможность свободного самораскрытия. Все условности общества, правила и запреты он отбросил, оставив единственным правилом, регулирующим поведение детей, взаимное уважение чувств. Ребёнок мог вести себя как угодно, только бы это не ранило чувств другого человека или не причиняло ему вреда.
 
Окончание в следующем номере.
 
С эл. страницы http://free-kids.ru/ideology/16-aleksandr-nill-sammerhill-vospitanie-svobodoy.html, http://free-kids.ru/schools/17-sammerhill-podrobnee.html


Поделиться в соц. сетях


--- Подпишись на рассылку "Быть добру"... --- --- Информационная политика портала... ---

--- Приобрести экотовары "Быть добру"... ---







Copyright 2006-2024 © Международная газета "Родная газета"
Информационная политика международной газеты «Родная газета» http://rodnaya.bytdobru.info/o-gazete/#anchor164
Копирование материалов приветствуется. Будем благодарны за ссылку на наш сайт.
Ответственность за содержание информации несёт её автор.
Разработка сайта http://devep.ru